-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алевтина_Серова

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.12.2012
Записей: 7528
Комментариев: 175534
Написано: 274025


Художница Елена Киселева. Лучшая ученица Репина, работами которой восхищался Максим Горький.

Четверг, 09 Апреля 2020 г. 11:45 + в цитатник
2 (700x428, 348Kb)

Елена Киселева была первой женщиной, получившей пенсионерство Академии художеств для обучения за границей, и одной из самых прославленных художниц своего времени. Сочетая академизм и бунтарство, Елена Киселева создавала великолепные портреты – и однажды просто исчезла с небосклона российского искусства. Сегодня ее имя практически забыто…

23 (700x468, 331Kb)
Автопортреты Елены Киселевой.

Киселева родилась в 1878 году в Воронеже. Всю свою юность она металась между двумя своими страстями – математикой и живописью. Елена росла в прогрессивной семье, где образованию уделяли огромное внимание. Отец девочки был математиком и педагогом, мать, помимо воспитания детей, активно занималась благотворительностью. Елена блестяще училась в школе, с детских лет занималась рисованием, и начала было учиться на математическом отделении Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге, но… подхватила тиф, и это все изменило. После перенесенного заболевания Елена решила, что нужно следовать велениям сердца, а не разума. Она стала студенткой Высшего художественного училища при Академии художеств, а спустя два года с успехом выдержала экзамен в Академии и поступила в мастерскую Ильи Репина.


8 (700x615, 493Kb)

Надо сказать, Репин выпестовал немало талантливых художниц, но Киселева была настоящим бриллиантом. Она отлично усвоила законы академической живописи и в какой-то мере переняла манеру своего учителя. В 1903 году Репин поручает Елене Киселевой и Евгении Малешевской работу над серией городских видов к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга.

Но, как многие ученицы Репина, Киселева довольно быстро отвергла его академизм. Оказавшись в столице модернистского искусства – в Париже – художница заинтересовалась новаторскими течениями. Ближе всех ей оказалась фовистская палитра и сложный, утонченный язык символизма. Елене не терпелось начать экспериментировать самой, казалось, что она принесет в Россию искусство будущего. Но эскиз ее дипломной работы «Парижское кафе» вызвал шквал негодования и критики со стороны академиков. Ее, звезду Академии, отличницу, буквально рвали на части эти консерваторы!

87 (700x487, 367Kb)
Парижское кафе.

После этого неприятного инцидента Киселева взяла академический отпуск и вернулась в Париж, где училась у Эжена Каррьера, символиста, известного своими призрачными женскими образами.

82 (700x464, 416Kb)
Справа - одна из самых известных портретных работ Киселевой.

Женские образы были и любимой темой Киселевой. Она не испытывала особого интереса к пейзажам или натюрмортам, ее страстью – в художественном смысле – были яркие, красивые, сильные женщины. Она умела и воспеть женскую красоту, и отразить многогранную личность.

08 (700x454, 458Kb)

Больше всего Киселева любила писать женщин в ярких нарядах.

87 (700x496, 301Kb)

Соединив любимую тему с академической техникой, символистской недосказанностью и – так и быть – национальным колоритом, Киселева в 1907 году представила на суд комиссии дипломную работу «Невесты. Троицын день». Работа получила высокую оценку академиков, и Киселева получила финансовую поддержку для путешествия за границу – конечно же, она выбрала Париж.

47 (700x661, 542Kb)
Невесты. Троицын день.


А еще развелась с мужем. Еще в годы учебы в Академии Киселева вышла замуж за Николая Черного-Перевертанного, сына председателя Воронежского городского суда. Он был настоящим красавцем с породистыми чертами, стройной фигурой и горячим взглядом. Однако за привлекательной внешностью скрывалась внутренняя пустота.

5 (700x501, 335Kb)
В первой декаде XX века она участвовала в художественных выставках по всей западной Европе, демонстрировала работы в Мюнхене и Риме. Ее автопортрет получил премию имени А.И.Куинджи… Да и на родине в 1910-х годах Киселеву ждала настоящая слава. Символизм был в моде. Критики осыпали Киселеву своими восторгами, знаменитые люди – например, писатель Максим Горький – покупали ее картины. Репин активно поддерживал любимую ученицу, она частенько бывала у него на даче, где собиралось весьма богемное общество. Дружила Киселева и с Корнеем Чуковским, который оставил о ней довольно подробные воспоминания. Благодаря Чуковским она подружилась с художницей по тканям Любовью Бродской, женой художника Исаака Бродского – того самого, который вскоре станет «конвеером» по производству портретов Ленина…

19 (700x695, 632Kb)
Портрет Любови Бродской.

В 1917 году Киселева перебралась в Одессу, где случайно встретила давнего знакомого, профессора механики Антона Билимовича, и очень скоро стала его женой. В том же году появился на свет их сын Арсений…

63 (700x462, 324Kb)
Справа - портрет Арсения в детстве.

И хотя Киселевой была суждена очень долгая жизнь, в 1920 году ее звезда на небосклоне русского искусства погасла. Почти сразу после рождения сына, она вместе с семьей эмигрировала в Югославию, где практически перестала заниматься живописью. В эмиграции она ни в чем не нуждалась, кроме… свободного времени. Супруг целыми днями пропадал на работе – он преподавал и занимался наукой, и Елена занималась сыном и домом, принимала многочисленных гостей, которые и не знали, что у себя на родине она была выдающейся художницей. Но талант Киселевой погубил не быт, а война. В 1942 году средоточие ее жизни, Арсений, оказался в концлагере. После освобождения он прожил совсем недолго. В те мучительные дни Киселева приняла решение больше никогда не возвращаться к искусству. Последней ее работой был портрет сына на смертном одре, который она держала в своей комнате до последних дней жизни.

В конце шестидесятых годов сотрудница Воронежского музея изобразительных искусств Маргарита Лунева узнала, что художница Елена Киселева еще жива. Женщины несколько лет вели переписку, и Киселева решилась передать большую часть своих работ на родину. В последние годы жизни художница придерживалась обета молчания. Она прожила 95 лет. Согласно ее завещанию, последний портрет Арсения был уничтожен.
Текст: Софья Егорова.

Источник




Спасибо за ваши комментарии!
Рубрики:  • живопись/российские художники


Процитировано 6 раз
Понравилось: 16 пользователям

inessalatsinnik   обратиться по имени Четверг, 09 Апреля 2020 г. 12:29 (ссылка)
Спасибо за знакомство с неизвестной для меня художницей.Очень интересно.Мне понравились ее картины!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Апреля 2020 г. 12:58ссылка
Спасибо художнице за картины, а Вам спасибо за комментарий!
Удачного дня!
Валентина-л   обратиться по имени Четверг, 09 Апреля 2020 г. 13:41 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Апреля 2020 г. 13:47ссылка
Спасибо за комментарий и за цитирование!
Приятного дня!
yuriy_iWowWe   обратиться по имени Четверг, 09 Апреля 2020 г. 14:31 (ссылка)
БОЛЬШОЕ СПАСИБО , ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ ПОСТ !!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Апреля 2020 г. 15:49ссылка
Добрый вечер!
Спасибо за комментарий и за цитирование!
Всего Вам хорошего!
любитель_оперы   обратиться по имени Четверг, 09 Апреля 2020 г. 15:35 (ссылка)
потрясена! Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Апреля 2020 г. 15:50ссылка
Спасибо за визит и за комментарий!
Всего доброго!
Люба47   обратиться по имени Пятница, 10 Апреля 2020 г. 00:12 (ссылка)
Очень интересно! Спасибо за пост1
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 10 Апреля 2020 г. 06:25ссылка
Спасибо художнице за картины, а Вам спасибо за комментарий и за цитирование!
Удачного дня!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку